ПАНОФСКИ (Panofsky), Эрвин


ПАНОФСКИ (Panofsky), Эрвин
(1892-1968)
   немецко-американский искусствовед, историк культуры, эстетик. Поолучив философско-искусствоведческое образование в Берлинском и Оренбургском университетах, преподавал в Гамбурге. Защитил диссертацию «О художественной теории Альбрехта Дюрера» (1914). Не принял нацизма и эмигрировал в США.
   Автор исследований: «Меланхолия Дюрера, исследование ее источников и исторической типологии» (1923), «Идея» - к истории понятия старой истории искусства» (1924), «Перспектива как «символическая форма» (1927), «Геркулес на распутье и другие изо-мотивы античности в искусстве последующих эпох» (1930), «К проблеме описания и содержательного толкования произведений изобразительного искусства» (1932), «Очерки иконологии: гуманистические темы в искусстве Возрождения» (1939) , «История искусства как гуманитарная (или «гуманистическая») дисциплина» (1940) , «Альбрехт Дюрер» (1943), «Готическая архитектура и схоластика» (1951), «Ранненидерландская живопись, ее истоки и характер» (1953), «В защиту башни из слоновой кости» (1953), «Ренессанс и ренессансы в западном искусстве» (1960) и др.
   Философско-эстетические воззрения Панофски сформировались под определяющим влиянием идей Платона, Эразма Роттердамского, Канта, Кассирера, Мангейма. В своих исследованиях он применял собственную систему аналитических принципов. Ее суть заключалась в том, что органическая связь формы и содержания художественного произведения раскрывается с необходимой полнотой и аутентичностью в поступательном восхождении эстетической мысли по следующим ступеням: 1) история стиля, 2) история художественных типов, 3) история символов. Одновременно совершается переход от историко-искусствоведческого анализа к анализу иконологическому. В понимании Панофски иконология - это раздел искусствознания, где ведется исследование контекстуального пространства и подтекстуальных глубин конкретного художественного произведения. Без их учета невозможно адекватное понимание значительных произведений искусства.
   ◘ Лит.: Панофски Э. Idea. К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. - СПб., 1999.

Эстетика. Энциклопедический словарь. Издательство Михайлова В. А. Санкт-Петербург. . 2005.

Смотреть что такое "ПАНОФСКИ (Panofsky), Эрвин" в других словарях:

  • ПАНОФСКИ —         (Panofsky) Эрвин (1892 1968) нем. америк. историк и теоретик искусства. Наряду с Варбургом один из основоположников иконологии. Конкретизировав понятие худож. символа, показал, что его глубокий анализ должен составлять неотъемлемую часть… …   Энциклопедия культурологии

  • Панофски, Эрвин — Эрвин Панофски (нем. Erwin Panofsky; 30 марта 1892, Ганновер  14 марта 1968, Принстон)  американский историк и теоретик искусства немецкого происхождения. Изучал историю искусств и философию в университетах Берлина и Фрайбурга, с 1921 года… …   Википедия

  • Эрвин Панофски — (нем. Erwin Panofsky; 30 марта 1892, Ганновер  14 марта 1968, Принстон)  американский историк и теоретик искусства немецкого происхождения. Изучал историю искусств и философию в университетах Берлина и Фрайбурга, с 1921 года преподавал в… …   Википедия

  • Панофски — Эрвин Панофски (нем. Erwin Panofsky; 30 марта 1892, Ганновер  14 марта 1968, Принстон)  американский историк и теоретик искусства немецкого происхождения. Изучал историю искусств и философию в университетах Берлина и Фрайбурга, с 1921 года… …   Википедия

  • Панофский, Эрвин — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Панофский. Эрвин Панофский нем. Erwin Panofsky Дата рождения: 30 марта 1892(1892 03 30) …   Википедия

  • Ранняя нидерландская живопись — Петрус Кристус. Портрет молодой дамы. Около 1450. Берлинская картинная галерея. Берлин Ранняя нидерландская живопись (редко старонидерландская …   Википедия